Кампания властей против прессы

article-image

Во время своего визита в Давос премьер-министр РА Никол Пашинян заявил, что пресса в Армении сегодня свободна, как никогда прежде. Однако случаев, когда власти непосредственно препятствуют работе СМИ и выдвигают против них ряд обвинений, немало, а данные действия не характеризуют свободную, без давлений действующую прессу. В этой статье мы представим те скандальные случаи, которые подтверждают утверждение о том, что пресса в настоящее время находится под давлением действующего правительства.

Первый случай давления на прессу произошел в начале срока занятия должности Никола Пашиняна в 2018 году. В июне, когда премьер-министр сделал заметку на своей странице в Facebook, он сказал: «Некоторые телекомпании фактически воспользовавшись  возможностью неограниченной свободой слова, решили осуществить антигосударственную пропаганду. Это, возможно, один из случаев, когда некоторые вежливость властей снова и снова путают со слабостью или наивностью. Не делайте этого. Только не делайте этого. Заметка вызвала споры среди общественности. Преобладало мнение о том, что подобная оценка премьер-министра была вмешательством в деятельность телекомпаний. После заметки, в этот период ряд СМИ выступили с заявлением, в котором осуждали давление на прессу.

В заявление отмечалось следующее: «В социальных сетях о деятельности журналистов и СМИ, есть открытые и опасные нетерпимые, ненавистные, агрессивные проявления вражды, как со стороны общественности, так и со стороны представителей политической власти и их сторонников». В заявление журналисты также озвучили ряд других вопросов, в том числе технический и финансовый ущерб средствам массовой информации, дифференцированное отношение к журналистам со стороны властей, выбор социальных сетей в качестве способа передачи информации официальным лицам и так далее.

Премьер-министр не раскрыл кавычки и не сообщил, к какому телеканалу он обращается. Но многие назвали это косвенным обвинением телеканалу Yerkir Media из-за взятия интервью с Робертом Кочаряном.

Следующим случаем прямого вмешательства в СМИ стала опубликованная запись телефонного разговора директора Службы национальной безопасности и председателя  Специальной следственой службы. После публикации аудиозаписи Никол Пашинян приказал правоохранительным органам найти источник публикации аудиозаписи. Премьер-министр подозревал всех тех людей и олигархов, связанные с бывшими высокопоставленными чиновниками, которые, по его информации, разграбленные у людей деньгами, покупали подслушивающие устройства, и создали спецслужбы в государстве». Он дал Артуру Ванецяну и Валерий Осипяну два часа, чтобы узнать и сообщить о результатах проделанной работы.

Этот процесс открытия привел к вторжению силовых в офис новостного сайта YerevanToday, основываясь на том факте, что этот сайт первым опубликовал запись. Компьютеры сайта были конфискованы и долгое время не возвращались, что нарушало нормальную деятельность СМИ. До сих пор нет официально подтвержденной информации о том, что Yerevan Today является автором подслушивающей аудиозаписи.

Затем силовые ворвались в другие телекомпании, в частности, офисы News.Am и Aysor.am.

Нынешние власти часто обвинительным тоном ссылаются на ту информацию в прессе, которая касается членов семьи последних, их имущества, деловых поездок и уже традиционно отмечающихся правительственных банкетов. Любая такая публикация подвергается жесткой критике. Но самой сильной критикой стала статья «‎Грапарак»  о правительственной «хаш-вечеринке», чего лично коснулся премьер-министр Никол Пашинян. В частности, Николу Пашиняну не понравилась статья Hraparak.am, где сравнивались нынешние и бывшие власти.

Премьер-министр сделал длинную заметку на своей странице, сказав: «... Мы только одним не похожи на республиканцев, что не контролируем эти и подобные СМИ».

Но не ограничиваясь этим, премьер—министр в прямом эфире отметил, что 90% прессы принадлежит их оппозиционным силам, и большинство оппозиционеров—бывшие власти. По словам премьер-министра, СМИ «республиканизируют» их, показывая, что эта власть такая же, как и предыдущая, республиканского правительства. Но если 90%  прессы принадлежат бывшим властям, то получается, что бывшие власти транслировали свои новостные сайты в течение 24 часов в апреле и мае, и они начали кампанию против них. Вам не кажется, что это не так логично?

Премьер-министр также дал невыдержаные оценки публиакциям СМИ о членах его семьи. Однако такое внимание к первому лицу государства и его семье является не только нормальным, но и общественным требованием, которое обеспечивает СМИ.

Такое отношение властей к СМИ необъяснимо, особенно если в прессе ранее публиковались подобные материалы. В качестве примера можно привести ежедневную газету «Айкакан жаманак», главным редактором которой был Никол Пашинян, а затем его жена Анна Акопян. В газете неоднократно публиковалась серии статей, касающиeся как имущества бывших, так и их семей, а также статьи о внешности. Немало случаев, когда заголовки этих публикаций заходили за рамки корректности (например, «Кадр дня: губы Вигена Саргсяна и Ким Кардашьян»). И теперь главный редактор этого новостного издания призывает к корректности других СМИ. «Армянские СМИ должны находится выше всего этого: выше власти, политики, партий. В конце концов, лидеры, правительства, партии приходят и уходят, а пресса всегда рядом, и пресса всегда должна быть на самом высоком месте ».-Анна Акопян написала на своей странице в Facebook.

Депутат Сипан Пашинян также коснулся статьи и в своем интервью обвинил СМИ в том, что они его «республиканизируют».

Депутаты Тагуи Казарян и Тагуи Товмасян также коснулись деятельности прессы. В частности, Тагуи Казарян в своем интервью призвала развивать медиаграмотность и настаивала на том, что в СМИ сейчас много манипуляций и явная дезинформация. А Тагухи Товмасян даже призналась, что сама делала такие преувеличенные заметки в своем выпуске новостей.

Ален Симонян, в свою очередь, коснулся деятельности СМИ и отметил, что СМИ объявили войну правительству, и они принимают вызов.

Эти случаи являются лишь частью происходящего, и каждый день мы видим новый рост негативного отношения к прессе.

Другая проблема состоит в том, что представители власти избегают прессы и дают интервью, приводя забавные примеры. В частности, во время закрытого заседания, организованного фракцией «Мой шаг» в НС, аккредитованным журналистам не разрешалось войти, а после заседания депутаты отказывались давать какие-либо комментарии по поводу встречи. Например, депутат Тагуи Казарян «спешила», ожидая такси, а другой депутат избегал вопросов журналиста из-за того, что у него «болела шея». Лусине Бадалян, член фракции «Мой шаг», недавно сделала заметку, в которой отметила: «Я отказываюсь давать интервью, пока кто-то еще не заинтересован в том, что я сказала и сделала, но интересно узнать, какое у меня слабое место, от чего будут держаться, что будут высмеивать».

Жена премьер-министра Анна Акопян, также продолжает жаловаться на СМИ, когда они обнаружили, что Анна Акопян с мужем отправлялись на зарубежную командировку последнего. Анна Акопян опубликовала статью на «Айкакан Джаманак», высмеивая своих коллег за то, что они раскрыли и опубликовали ее визит в Брюссель.

Другим случаем ограничения деятельности СМИ было письмо муниципалитета Еревана, адресованное газете «Грапарак» и «А1+» об освобождении оккупированных территорий.

В настоящее время власти уделяют особое внимание YerevanToday (по обвинению в качестве источника известного подслушивания), Analitik.am (по подозрению Давида Санасаряна в коррупции), Politik.am (за публикацию использования марихуаны Тиграном Авиняном в рабочее время), Грапарак.am (за публикацию о «хаше» и «республиканизацию»), Slaq.am (за то, что он является владельцем сайта, членом республиканской партии и критикует их) и BlogNews.am (за их критику). Это нацеливание иногда осуществляется через пользователей Facebook и их сторонников, поддерживающие власть. Пользователям, делавшие подобные публикации, также рекомендуется следить только за публикациями "проправительственными", "Айкакан жаманак" и "Радио Свобода".

Между тем депутат фракции «Мой шаг» Лусине Бадалян недавно написала об этом, призывая читать для проверки подлинности любой информации, например,  сайт Armtimes.com: «А если нет ничего об этом, то не спешите делать выводы». Лусине Бадалян также призвала «смотреть интервью и новости на Общественном ТВ или Радио Свобода, а также на 1in.am, Civilnet, Hetq и некоторых других каналах, которые все еще сохраняют беспристрастность». Интересно, что эти СМИ не блестят своей беспристрастностью и более заметны в публикациях, поддерживающие власти.

Все это сопровождалось серией пресс-конференций, на которых поднимались вопросы о том, какие решения необходимы для ограничения деятельности средств массовой информации.

Все эти факты доказывают, что власти Армении оказывают давление на прессу и пытаются представить их врагом власти.

Армянская и английская версия статьи.

 

Автор - Мари Авагян

Համաձայն «Հեղինակային իրավունքի եւ հարակից իրավունքների մասին» օրենքի՝ լրատվական նյութերից քաղվածքների վերարտադրումը չպետք է բացահայտի լրատվական նյութի էական մասը: Կայքում լրատվական նյութերից քաղվածքներ վերարտադրելիս քաղվածքի վերնագրում լրատվական միջոցի անվանման նշումը պարտադիր է, նաեւ պարտադիր է կայքի ակտիվ հղումի տեղադրումը:

Проверьте факты при помощи нас
Все новости
никол-о-метр

Никол-о-метр – инструмент, посредством которого вы имеете возможность ознакомиться с тем, насколько премьер-министр РА Никол Пашинян выполняет свои обещания.

Самое читаемое