Вся пропагандистская машина властей снова задействована. На сей раз «мишенью» стал генерал Огановский

article-image

7 августа Русская служба BBC опубликовала статью под названием: «Кто расстрелял демонстрантов в Ереване в 2008 году? Следствие указало на отряд из Карабаха» и прилегающий к ней репортаж под названием «Протесты в столице Армении: Би-би-си узнала, кто руководил расстрелом демонстрантов». Автор статьи и репортажа — армянский журналист Григор Атанесян.

Статья была сразу распространена в армянских СМИ и стала предметом обсуждения. Некоторые средства массовой информации сразу же организовали частичные переводы статьи, начали опубликовывать аналитические статьи на основе материалов BBC и распространять их на всех своих платформах. Самые необъективные переводы и манипулятивные заголовки появились в СМИ, которые являются пропагандистской машиной властей, где основной идеей являлась следующая: « В распоряжении Би-Би-Си оказались материалы предварительного расследования, из которых становится очевидно, что Огановский распорядился расстрелять десять жертв 1 марта».

Изучение содержания статьи BBC, интенсивности распространения, содержания переводов и названий показало, что предоставление и публикация материалов для BBC, являющиеся тайной предварительного следствия, а также отклик внутриармянских кругов были первоначально организованы и направлены, для чего была сработана вся пропагандистская машина властей, которая позволяет предположить, что власти также напрямую связаны с утечкой информации.

Статья BBC: «Кто расстрелял демонстрантов в Ереване в 2008 году? Следствие указало на отряд из Карабаха».

И заголовок, и содержание статьи BBC изначально манипулятивны.

Итак, как осведомляемся из статьи, Би-би-си имеет доступ к информации, которая составляет тайну предварительного расследования по делу 1 марта, в частности, к копиям протоколов показаний генерал-майора Самвела Карапетяна от 15 августа прошлого года.

Автор обсуждаемой статьи Григор Атанесян, имеющий под свое распоряжение протоколы показаний, сделал доступным для общественности те утверждения,  которые были сделаны органом предварительного следствия во время допроса Самвела Карапетяна. Автор, несмотря на постоянные отсылки на «утверждения» следственных органов, тем не менее, сформировал материал таким образом, чтобы у читателя создалось впечатление, что «утверждения» и постановка вопросов, сделанные в ходе допросов следственных органов, являются абсолютно правдивыми и уже установленными фактами.

В то время, следственные органы для получения показаний могут задавать различные вопросы с целью получения ответов, которые могут быть отклонены свидетельствующим лицом. В данном случае, кстати, так и было. Вопрос о приказе расстрелять десять жертв 1 марта был отвергнут Карапетяном, который цитирован только одним предложением в статье Би-би-си.

Не говоря уже о том, что факты утверждаются исключительно судом на основании всестороннего, полного и объективного изучения всех материалов по делу.

Следовательно, авторский подход и превращение Самвела Карапетяна в организатора расстрела десяти жертв в глазах читателя являются не чем иным, как очевидным преднамеренным манипулированием имеющимися материалами и грубым нарушением презумции невиновности.

Кроме того, поскольку автор отмечает, что копия протокола показаний Самвела Карапетяна находится в его распоряжении, для любого человека, имеющего хоть какое-либо понимание или логику относительно допроса и составляемого протокола, очевидно, что в протоколе показаний имеет место не только вопросы предварительного органа, но и ответы дающего показания лица на эти вопросы. Между тем, Григор Атанесян представил общественности только вопросы органов предварительного расследования (или, как он говорит «утверждения»), а показания Самвела Карапетяна «ускользнули» от глаз автора. Другими словами, ответы на вопросы Самвела Карапетяна (опровержение, утверждение, уточнение и т. д.) были «тщательно скрыты» от читателя и дополнены одним предложением «Самвел Карапетян все отрицает». Это также свидетельствует о намеренном одностороннем представлении статьи автором и об умышленном обвинении Самвела Карапетяна в гибели десяти жертв.

Манипуляции, содержащиеся в статье BBC, более подробно затронуты в конце нашей статьи.

Пояснения  генерала Самвела Карапетяна

В беседе с Tert.am генерал Самвел Карапетян (Огановский) отметил:

«Я не исключаю, что это особый приказ со стороны «особых» кругов. Что касается моего участия в деле «1 марта», как и более 1000 свидетелей, так и я своевременно ответил на все вопросы, представляющие интерес для следственного органа, и готов предоставить дополнительные разъяснения в случае необходимости. В конце я хотел бы напомнить вам об еще одном важном факте, что я не тот человек, который может приказать или лично поднять оружие на своих соотечественников. Я этого не делал даже во время войны против гражданских лиц страны наших противников. В материале ВВС все «основания» от начала до конца вымышлены и не имеют ничего общего с реальностью.

В беседе с Аravot.am Самвел Карапетян отметил:

«Они делают глупость, что подобное публикуют. Нет никаких выстрелов. Согласно приказу, ни одной пули не было выпущено. Они много чего могут сказать, мне сесть и дать всем ответ? Согласно нашему приказу, ни одной пули не было выпущено. Мы были в здании правительства, где не было  никаких выстрелов. Мы не покидали здание правительства».

В беседе с «ArmLur.am» Самвел Карапетян отметил:

 «Я осведомлен о публикации, но не изучал ее. Кто я такой, чтобы отдавать приказ? Эх. Я тот человек, который дал бы приказ стрелять в демонстрантов? Мне сообщили, что была такая публикация, но я на данный момент очень занят Панармянскими играми. Закончим, я изучу документ и отвечу на все вопросы».

Итак, Самвел Карапетян в беседе со СМИ опроверг статью BBC, а затем в армянских СМИ распространенное то утверждение, что Самвел Карапетян дал приказ расстрелять жертв 1 марта.

Отзывы правоохранительных органов

Публикация статьи и ее распространение в армянских кругах вызвали дискуссии в различных социальных сетях. Пользователи обвиняли правоохранительных органов не только в том, что они не смогли обеспечить тайну предварительного расследования, но и в том, что они передавали ее лично на том основании, что эта информация была доступна ограниченному числу лиц. Прозвучали также обвинения в отношении представителя по делу 1 марта Седы Сафарян и члена Конституционного суда Ваге Григоряна по распространению документов, являющиеся тайной предварительного расследования.

Отзывы Специальной следственной службы

Специальная следственная служба не предоставила никакой информации русской службе Би-би-си по делу 1 марта. Об этом  «Фактинфо» сообщили из отдела новостей ССС.

Таким образом, ССС опровергла предоставление информации BBC.

Отзыв прокураторы

Советник генерального прокурора Армении Гор Абрамян затронул публикацию русской службы Би-би-си о событиях 1 марта 2008 года на своей странице в Facebook:

Таким образом, из записи Генерального прокурора становится очевидно, что прокуратура посчитала информацию, содержащуюся в статье BBC, недостаточной по части доказательств, в противном случае уже было бы возбуждено уголовное преследование. По части утечки тайной информации Гор Абрамян отметил, что если будет известно о такой попытке, будут предприняты соответствующие меры ...

Отзыв Службы национальной безопасности

168.am попросил Службу национальной безопасности прокомментировать, отреагировали ли они на публикацию русской службы BBC, ответили: «У нас нет ответа».

Отзыв секретаря Совета национальной безопасности

«Мы делаем все возможное, чтобы предотвратить любую утечку, для этого есть механизмы и законы, чтобы исключить это, но в мире нет страны, где бы этот вопрос решался вообще», - сказал журналистам на брифинге 8 августа секретарь Совета национальной безопасности Армении Армен Григорян.

Таким образом, если прокуратура считает возможным, что информация, имеющая у Би-би-си не может являться тайной предварительного расследования, то секретарь национальной безопасности не отрицает, что Би-би-си имела информацию, составляющую тайну предварительного расследования.

Сопоставляя ответы правоохранительных органов, можно сделать вывод, что более или менее только прокуратура в содержательном смысле затронула этот вопрос, опровергая информацию, содержащуюся в статье Би-би-си о приказе расстрелять демонстрантов по делу 1 марта Самвела Карапетяна, что, фактически, является главным «гвоздем» манипулирующей статьи Би-би-си и топ темой дня в СМИ, которые являются армянкой пропагандистской машиной.

Отзыв Ваге Григоряна

Ссылаясь на ту информацию Politik.am, что информация, являющаяся тайной предварительного расследования была передана Би-би-си бывшим представителем по делу 1 марта, нынешним судьей Конституционного суда Армении Ваге Григоряном, последний опроверг свое участие на своей странице в Facebook.

Интервью Седы Сафарян

Седа Сафарян является членом бывшей группы по сбору фактов 1 марта и представителем потерпевших по этому делу.

Вскоре после публикации материала BBC Седа Сафарян дала ряд интервью. Кроме того, уже отметили, что Седа Сафарян также была обвинена в утечке документов, составляющую тайну предварительного расследования. Однако последняя не коснулась этих обвинений.

В своем интервью Седа Сафарян обосновала правдивость информаций в BBC о ряде эпизодов, в том числе о прибытии вооруженных сил из Карабаха, об участии Гагика Царукяна и Самвела Алексаняна. Между тем, последние двое отрицали какую-либо связь с делами.

Вот некоторые из интервью Седы Сафарян:

  • «Factor.am». «Есть показания Огановского относительно приказа расстрелять. Седа Сафарян представила скандальные подробности»
  • «Civilnet.am».Седа Сафарян:« в группе Огановского были бывшие военные»
  • «Azatutyun.am».Седа Сафарян: «Есть подобные показания по делу, и то, что было опубликовано в статье BBC, не было новостью»
  • «Armdaily.am».Седа Сафарян: «Огановский дал неполные показания, но они ничего не значат»
  • «A1plus.am».Адвокат: «Обращение BBC.com к делу первого марта достаточно обосновано»

Отзыв защитников второго президента Армении Роберта Кочаряна, обвиняемого по делу 1 марта

В статье BBC автор отметил: «новое расследование трагических событий февраля-марта 2008 года уже легло в основу процесса над экс-президентом Кочаряном».

Между тем, в ходе пресс-конференции 7 августа адвокат Кочаряна Ованнес Худоян отверг это настаивание Григора Атанесяна и отметил: «В материалах дела, представленных нам, нет как минимум одного показания, подтверждающее обвинения, сделанные Би-би-си. Более того, если было одно показание, доказывающее это обстоятельство, вы уже давно бы слышали шум, давно оно было включено в обвинительное заключение, давно оно было опубликовано многими возможными способами».

Таким образом, этот отрывок в статье Би-би-си является дезинформацией, чтобы убедить читателя в том, что написано в статье Би-би-си, не только является истинной, но даже легло в основу дела Кочаряна.

Отвыз СМИ

Как мы уже упоминали, вскоре после того, как статья BBC была опубликована, она была частично переведена и распространена как «абсолютная правда» под заголовками «Clickbait», особенно в средствах массовой информации, которые в общественном восприятии считались «пропагандистскими машинами власти». Что это за средства массовой информации и какие манипуляции они сделали?

Публикация 1in.am: «Би-би-си раскрыла автора убийств 1 марта. Это был приведенный отряд из Арцаха».


Тот факт, что 1in.am стал личной пропагандистской машиной власти в общественном восприятии за последний год, ни для кого не секрет. В частности, «болезненные» ссылки  «1in.am» по делу  1 марта могут быть связаны с тем, что собственник данного СМИ Арман Бабаджанян, политическая сила которого уже воспринимается общественностью как «Оринац еркир» («Страна закона») нашего времени, имеет личную заинтересованность по продолжению дела 1 марта и почему бы и нет, а также имеет чувство ненависти к Роберту Кочаряну.

Однако ссылка 1in.am на обсуждаемую статью Би-би-си является манипулирующей и пропагандирующей. Манипулятивен не только заголовок "1in.am", но и содержание всего материала.

В статье отмечается: «Оказывается, что в дни драматических событий 2008 года в Армении находилась группа из 20 человек, приведенная из Арцаха во главе с Самвелом Карапетяном, тогдашним заместителем командующего обороны НКР, также известным как Огановский, совершил десять убийств».

Следует отметить, что даже в беспристрастной статье Би-би-си такие утверждения выдвигаются не от имени Би-би-си, а с отсылкой на «утверждения» следственных органов. Между тем, «1in.am» убийства приписывают Огановскому и представляют их абсолютной правдой от имени Би-би-си.

В другой статье отмечается: «Престижный сайт, однако, на основании вещественных доказательств утверждает, что вооруженный отряд Огановского находился не только в Армении, но и на проспекте Баграмяна 26, в здании администрации президента».

Под «вещественным доказательством», «1in.am», вероятно, подразумевал дубликаты протокола. Это, конечно, не является вещественным доказательством, более того, в протоколе содержатся «вопросы» органа предварительного расследования, а не «утверждения», которые могут быть опровергнуты.

Кроме того, в публикации «1in.am» такие выражения как «осуществленный 10 убийств», «наемники», «вещественные доказательства», «вооруженные силы вторглись в Ереван», «олигархические военные» являются результатом "полета мысли" автора и, хотя представляются под названием материала BBC, однако в самом материале BBC таких выражений нет.

Следует также отметить, что автор этой публикации 1in.am попытался несколько раз отметить, что Би-би-си- авторитетный, и что информация, содержащаяся в этом новостном сайте, ни при каких обстоятельствах не может быть дезинформацией, тем самым пытаясь убедить читателя, что то, что представлено в статьях BBC и 1in.am, абсолютно верно.

1in.am, веря и считая, что опубликованное BBC является абсолютной правдой, опубликовал ряд манипулятивных и предвзятых аналитических статей, основанных на материалах BBC. Например, «Что делал Огановский в «подвале» Кочаряна?», «Так продолжаться не может. Что было 1 марта?»,«Бомба в деле 1 марта: новые имена и новые обстоятельства».

Статья Civilnet.am: «Кто дал приказ расстрелять демонстрантов 1 марта? Отзыв BBC»

В течение одного года Civilnet.am также в общественных восприятиях получил репутацию как дающий клятву не критиковать, в частности, Никола Пашиняна и осуществляющее пропаганду СМИ. Журналист-аналитик Civilnet.am Татул Акопян, периодически подтверждает вышеизложенное посредством различных интервью, публикаций и других публичных средств.

Следует отметить, что армянский перевод «Civilnet.am» статьи BBC один из самых первых появился в соцсети. Интересно, что в армянском переводе включены только те части из статьи BBC, которые касаются Самвела Карапетяна. С других частей также несколько предложений были переведены, которые касаются других отрывков  по уголовному делу 1 марта. Однако части статьи BBC, в которых, например, говорится о деле 1 марта как о «случае избирательного правосудия», ускользнули от глаз автора перевода Civilnet.am. Можно сделать вывод, что целью «Civilnet.am»  было привлечь внимание читателей к информации о Самвеле Карапетяне.

На другой платформе, принадлежащей Татулу Акопяну, на Aniarc.am также есть перевод Civilnet.am под названием: «Кто дал приказ  расстрелять демонстрантов 1 марта 2008 года? BBC называет имена».

Статья и репортаж Azatutyun.am: «BBC о 1 марте: действия, по следствию, возглавлял Огановский»

Радио «Азатутюн» также известен своей противоречивой деятельностью и необъективными новостными материалами. Азатутюн также часто обвиняют в осуществлении пропаганды властей. Об этом также свидетельствует тот факт, что «Азатутюн» также немедленно перевела статью Би-би-си и ее опубликовала, в заголовке отметив Огановского, хотя имя Огановского не упоминается в статье Би-би-си. Этот же материал был также опубликован на странице в Facebook.

Репортаж общественного телевидения под названием «Статья BBC о 1 марте»

Общественное телевидение подготовило репортаж относительно статье BBC. Затем репортаж был размещен на официальной странице Общественного телевидения в Facebook: «русская служба Би-би-си утверждает, что Самвел Карапетян руководил стрельбой 1 марта», привлекая внимание читателей Би-би-си к манипуляциям. Тогда как Общественное телевидение было обязано руководствоваться законом РА о «Телевидении и радио» и придерживаться принципов беспристрастности и объективности, а также презумпции невиновности.

Статья Factor.am: «Генерал-майор Огановский руководил силовиками, прибывающими из Арцаха 1 марта. Отзыв русской службы BBC»

Factor.am также имеет репутацию беспристрастного новостного сайта в общественном восприятии, что еще раз подтверждается ссылкой на статью BBC. Factor.am также упомянул Огановского в загаловке статьи. А уже в содержании статьи отметил: «Согласно публикации по направлению стреляющих демонстрантов возглавлял генерал-майор Самвел Карапетян (Огановский), который по делу выступает в качестве свидетеля», забыв указать, что это просто была версия следствия, а не установленный факт.

Отзыв других структур и лиц

Фонд «Армянский институт международных отношений и безопасности», который является независимым исследовательским учреждением, как указано на официальном сайте Фонда, цель которого – стимулирование внешней и внутренней политики, базирующейся на всеобщих ценностях прав человека, политической свободы и свободного рынка, который также активно занят публикацией и односторонним распространением комментариев BBC. Насколько это соответствует деятельности фонда, не столь существенно, поскольку руководитель данной платформы Степа Сафарян, активно занимается пропагандой выдвинутых тезисов властей, а его сестра Седа Сафарян, является ассоциированным экспертом Армянского института международных отношений и безопасности,  членом бывшей группы по установлению фактов по делу и представитель потерпевших по делу 1 марта. Следовательно, этим обусловлено тем, что независимый исследовательский институт публикует на своей странице публикации, несвязанные с осуществлением своих функций,  в частности, интервью Седы Сафарян. Вот некоторые материалы, размещенные на странице Фонда (12, 34567891011121314151617).

Отзыв вице-спикера НС Армении Алена Симоняна

Вице-спикер НС Армении Ален Симонян поделился статьей BBC на своей официальной странице в Твиттере и посоветовал ее прочитать, особенно тем, кто избегает снимать репортажи или публично выражать свое мнение о событиях 1 марта.

Отзыв страницы Maestro в Facebook

Страница «Маэстро» в Facebook, которая, согласно слухам и неопровергнутой информации, считается страницей руководителя Центра по связям с общественностью и информации при премьер-министре Армении Ованнеса Мовсисяна, который также поделился статьей BBC.

Таким образом, очевидно, что вся пропагандистская машина была замешана в «деле» по обвинению генерала Самвела Карапетяна в гибели десяти жертв 1 марта на основании одностороннего материала BBC.

Показания Самвела Карапетяна полностью: что сказал Огановский органам предварительного расследования

Через два дня после шума из-за статьи BBC информационный сайт ArmLur.am опубликовал полное показание Самвела Огановского по делу 1 марта.

Изучение содержания показаний подтверждает наше утверждение о том, что автор статьи BBC Григор Атанесян намеренно в одностороннем порядке представил информацию, содержащуюся в документах, находящихся в его распоряжении. В статью не включены разъяснения, ответы Карапетяна по вопросам органа предварительного расследования, что могло бы сделать статью объективной.

  • Что написала БИ-БИ-СИ?

Следствие считает, что расстрелом демонстрантов командовал генерал-майор Самвел Карапетян (Огановский).Все члены группы выразили готовность стрелять в людей в случае наличия приказа, и именно эта группа расстреляла демонстрантов 1 марта».

Что спросил орган предварительного следствия и что ответил Огановский?

  • Что написала БИ-БИ-СИ?

Его отряд был расквартирован в подвале администрации президента.

Что сказал Огановский?

  • Что написала БИ-БИ-СИ?

«Следователи также проверяют роль двух влиятельных бизнесменов Гагика Царукяна и Самвела Алексаняна, которые могли финансировать пребывание в Ереване карабахских силовиков в дни разгона демонстрации».

«Во время следственных действий сотрудники ССС утверждали, что Царукян и Алексанян обеспечивали жалование и продовольствие для переброшенных в Ереван карабахских военных в феврале-марте 2008 года».

«Представитель Царукяна посещал расквартированных в подвале президентской резиденции военных под командованием Карапетяна и раздавал им деньги, утверждал следователь».

  • Что спросил орган предварительного следствия и что ответил Огановский?

  • Что написала БИ-БИ-СИ?

«По версии следствия, Карапетян сформировал из своих подчиненных специальную группу из 20 человек, которая была расквартирована в подвале президентской резиденции на проспекте маршала Баграмяна».

  • Что спросил орган предварительного следствия и что ответил Огановский?

  • Что написала БИ-БИ-СИ?

«Там членов группы несколько раз посетили президент Роберт Кочарян и [избранный президентом] премьер-министр Серж Саргсян».

  • Что спросил орган предварительного следствия и что ответил Огановский?

Таким образом, публикация полной версии показаний Самвела Карапетяна на ArmLur.am показывает, что автор статьи Би-би-си, имея в своем распоряжении полную версию протокола показаний, опубликовал только вопросы органа предварительного расследования Карапетяну (который автор называет "утверждения "), а ответы Карапетяна об отрицании приказа последнего стрелять в демонстрантов и его причастности к смерти десяти жертв 1 марта не были опубликованы в статье.

И последующие манипулятивные заголовки, переводы и анализы новостных СМИ, а также усилия других спутников, являющиеся пропагандистской машиной властей, в которых «красной нитью» проходил факт виновности генерала Самвела Карапетяна в смерти десяти жертв 1 марта, доказывают, что эта информационная кампания была организована и осуществлена правящими кругами.

Армянская версия статьи.

 

Автор — Астхик Матевосян

Համաձայն «Հեղինակային իրավունքի եւ հարակից իրավունքների մասին» օրենքի՝ լրատվական նյութերից քաղվածքների վերարտադրումը չպետք է բացահայտի լրատվական նյութի էական մասը: Կայքում լրատվական նյութերից քաղվածքներ վերարտադրելիս քաղվածքի վերնագրում լրատվական միջոցի անվանման նշումը պարտադիր է, նաեւ պարտադիր է կայքի ակտիվ հղումի տեղադրումը:

Проверьте факты при помощи нас
Все новости
никол-о-метр

Никол-о-метр – инструмент, посредством которого вы имеете возможность ознакомиться с тем, насколько премьер-министр РА Никол Пашинян выполняет свои обещания.

Самое читаемое